Исследования спроса на страховые услуги в России
Аргументы и факты,
14 февраля 2010 г.
Ни капли страха: россияне не хотят пользоваться услугами страховщиков
1812 просмотров
Согласно последним данным НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), доля россиян, пользующихся страховыми услугами, к концу 2009 года значительно сократилась. По сравнению с 2007 годом — с 46% до 31%. Результат даже ниже показателя пятилетней давности, когда цифра составляла 37%. Как и пять лет назад, более 60% россиян вообще не пользуются страховыми услугами. И в ближайший год пользоваться не планируют.
Отдельно отмечается, что наряду со снижением доли страхователей сократилось и число видов страхования, востребованных населением. Число граждан, пользующихся хотя бы двумя видами страховки, сократилась больше чем в два раза — с 13% в 2007 г. до 6% в 2009 г. Еще значительнее, в три с лишним раза, сократилась доля людей, пользующихся тремя и более страховыми услугами — с 5% до 1,5%.
О лишнем
В рамках исследования была также дана оценка спроса на отдельные виды страхования. Больше всего он упал на добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование имущества. Количество пользователей ДМС, резко выросшее в период с 2005 по 2007 г., в ноябре 2009 сократилось ровно в два раза — с 18% до 9%. Эта цифра намного ниже, чем даже в далеком 2005 году.
Немного снизилась — до 17% — доля пользователей ОСАГО (Обязательного страхования автогражданской ответственности), которая уверенно держалась в период 2005-2007 гг. на уровне 20%. С другой стороны, страхование автомобиля от угона и ущерба КАСКО — на сегодняшний день единственный вид страхования, востребованность которого за годы не изменилась и по-прежнему составляет около 6%. Статистика в очередной раз подтверждает стабильное стремление русского человека холить и лелеять своего «железного коня». В данном случае — добровольно страховать от всяких невзгод вроде угона или повреждения. Квартиру можно не страховать, авось не сгорит, а вот автомобиль...
Доля страхующих свое имущество, сократилась также почти в два раза — с 9% до 5%. И, скорее всего, вот почему. Допустим, под действием обстоятельств непреодолимой силы вы утратили свое имущество — автомобиль или жилплощадь. Не дай бог конечно. Получив небольшие деньги от страховой компании, какой-нибудь автомобильчик взамен утраченного вы сможете купить на эту сумму. А вот жилплощадь — хотя бы комнатушку на окраине Москвы вместо вашей сгоревшей двухкомнатной квартиры в центре — никак. А если ещё вычесть те фактические затраты, которые вы терпели годами, выплачивая страховые взносы до момента утраты жилплощади, то экономическая целесообразность страхования жилья ещё больше приближается к нулю. Вот и делайте выводы о причинах низкого спроса на жилищное страхование и достаточно стабильного уровня спроса — на автотранспортное.
Традиционно маленькую востребованность демонстрирует страхование собственной жизни — 2% в 2005 г., в 2007 г. и столько же на конец 2009-го. До 1% упал спрос на страхование от несчастных случаев и травм. Страхование детей от несчастных случаев снизилось до того же 1% по сравнению с 4% в 2005 г. и 3% в 2007 г. Ведь для наших детей нет лучшей страховки, чем семейная забота и внимание.
Вместе с тем в разы сократилась доля россиян, оформивших туристические страховки: в 2009 году — всего 1%. В 2007 г. этот показатель составлял 4%. Не секрет, что путешествовать россияне тоже стали меньше. Это особенно касается дорогих и экзотических стран. Собираясь в центральную Африку, любой здравомыслящий человек непременно застрахует свое здоровье не только прививками, но и соответствующим полисом. А если человек едет на неделю в Белоруссию или Украину, то можно сэкономить не только на билете (взять железнодорожный вместо авиа), но и на страховке. Случись что серьезное — разве наш славянский брат не поможет?
О недоверии
Вернемся к цифрам. Основная причина, по которой россияне отказываются от страхования, — отсутствие на то потребности. Так высказались 62% респондентов. Ведь вполне спокойно можно жить счастливо, вообще не зная о существовании такого рода услуг. Возможно, у вас нет собственной квартиры или ваш дом расположен далеко от ближайшего страхового агентства. И природу вы лишний раз загрязнять не хотите, поэтому пользуетесь общественным транспортом или своим любимым двухколесным «железным конем» — велосипедом. Вот и страхование вам никакое не нужно.
Значительная часть респондентов — 15% — не доверяют страховым компаниям, поэтому не имеют страховки и не планирую ввязываться во всякие там сомнительные страховые схемы и «пустые» денежные выплаты. Наконец, примерно 11% респондентов просто не могут позволить страховой полис из-за отсутствия средств. Часть респондентов — 7% — затруднились назвать причину. Не пользуюсь — и все тут.
В рамках исследования также стоял вопрос о планах населения воспользоваться какой-либо страховкой в текущем 2010-м году. Менее 30% респондентов обозначили намерение приобрести страховку, а 9% затруднились ответить. Большая часть потенциальных потребителей страховых услуг — 14% — предполагает воспользоваться ОСАГО. Лишь 5% респондентов намерены приобрести ДМС. А вот доля россиян, имеющих имущественную страховку, может возрасти: 6% респондентов подтвердили свое намерение в ближайшем будущем обратиться по данному поводу в страховую компанию.
О пустом кошельке
Резкое падение спроса на страховые услуги не вызывает никакого удивления. На современное общество и так сваливается множество регулярных платежей — взносы, выплаты по кредитам, по абонентскому обслуживанию, налоги, квартплата и т.п. Если сложить все вместе, то получится внушительная сумма, которую хотелось бы как-то сократить. Многим, совсем даже не бедным соотечественникам приходиться оптимизировать семейный бюджет, минимизируя излишние расходы. И одно из первых мест среди таковых занимают малозначащие в кратковременной перспективе услуги по страхованию. От кризиса с его непредсказуемыми экономическими последствиями ведь не застрахуешься.
Александр ЛЕЛЮХИН АиФ онлайн
Вся пресса за 14 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 мая 2025 г.

|
|
Република Алтай, 6 мая 2025 г.
Доля доходов из Территориального фонда ОМС в частные клиники снизилась на 30%

|
|
Коммерсантъ онлайн, 6 мая 2025 г.
Сам себе страхователь

|
|
РИА Новости, 6 мая 2025 г.
В ГД предложили обеспечить аллергиков вакциной от аллергии на пыльцу по полису ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые премии вырастут, если правительства не примут меры по борьбе с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
WTW запускает инструмент мониторинга на основе искусственного интеллекта Radar Vision

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 6 мая 2025 г.
На всякий пожарный случай

|
|
korins.ru, 6 мая 2025 г.
Михаил Мишустин призвал аграриев снижать риски с помощью страхования урожая

|
|
Лента.Ру, 6 мая 2025 г.
Россиян предупредили об одном виде автоподстав

|
|
Business FM Челябинск, 6 мая 2025 г.
Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе страховых услуг от банка

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 мая 2025 г.
В Челябинске УФАС возбудило дело по рекламе ОСАГО от ВТБ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые компании США превосходят своих коллег из Великобритании по уверенности и стратегии в отношении ИИ

|
|
Вечерняя Казань, 6 мая 2025 г.
Экс-сотрудник ЦБ запутался в махинациях «Ак Барс Меда»

|
|
ТАСС, 6 мая 2025 г.
В Запорожской области страховые компании готовы начать работу с бизнесом

|
|
Казахстанская правда, 6 мая 2025 г.
Страховая медицина: вопросы без ответов

|
|
Report.Az, Баку, 6 мая 2025 г.
Нанесенный фермерам в Нахчыване ущерб будет возмещен Аграрным страховым фондом

|
|
sk.ru, 6 мая 2025 г.
В Сколково назвали самые инновационные страховые компании

|
|
Финмаркет, 6 мая 2025 г.
В 1-м квартале число жалоб на страховщиков и брокеров снизилось, на банки и МФО – выросло

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|